РОЗРОБКИ УРОКІВ

Тема: Предлог Союз (Углубление изученного)

Цель. Расширить знания по темах «Предлог», «Союз»; выучить сведения о предлогах, используемых для выражения таких смысловых отношений: меры и степени (по), сравнение (с); о союзах, выражающих различные отношения между частями предложений, развивать практические навыки, логическое мышление; воспитывать любовь к природе, ее красоте.

Тип урока: урок углубления знаний, урок-путешествие.

Ход урока

І. Организационный момент.

II.Постановка целей и задач урока.

  • Слово учителя.
  • Ребята! Любите ли вы путешествовать? Конечно, любите. Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Мы совершим путешествие в чудесную страну Морфологию. А города, которые нас сегодня заинтересуют, называются Предлог и Союз.

Дети! Запишите в тетрадях число и тему нашого путешествия.

Предлог. Союз. (Углубление изученного)

Отгадайте загадку!

Назовите - ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке,

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш придет -

Мы встречаем Новый год...

Декабрь

1 станция «Этимологическая» (звучит мелодия).

Вы записали 11 декабря. А знаете ли вы, что «Декемврием» назывался у нас 12-й месяц в году; у римлян он был десятым, отчего и получил свое название «desem - десять». У наших пращуров он назывался «студень» или «студный» - от стужи и морозов, обыкновенных в ту пору.

  • Станция «Орфографическая»

На этой станции я проверю, как вы запомнили правописание наречий. Итак, орфографическая разминка в форме словарного диктанта.

Горячо, певуче, хорошо, свежо, умоляюще, еще, вообще, негромко, нередко, неспокойно, нечаянно, ненасытно, вовсе не дорого, далеко не приятно, не мелко, а глубоко; не мало, а много.

· Станция «Теоретическая»

Дети! У нас в гостях «Морфологические ромашки». Выбирая листок, вы вспомните части речи.

  • На предыдущем уроке какую часть речи вы изучали? Сегодня мы углубим знания о служебных частях речи - Предлоге и Союзе.

Ученик рассказывает о Предлоге.

Слово учителя.

  • Сейчас выполним упражнение 269.

Прочитайте стихотворение. Скажите, о чем оно?

Беседа з учениками.

  • Как автор передает любовь к своей родине?
  • Какие предложения по цели высказывания использует автор?
  • Найдите в стихотворных строчках обращения.
  • Как они выделяются в устной и письменной речи?
  • Попробуйте дать ответ на вопрос, который ставит автор, используя выделенные словосочетания: Россию автор сравнивает...
  • Какой предлог использован для выражения смыслового отношения - сравнения? Предлог с.

Упражнение 271. (работа в парах)

Составьте с некоторыми словосочетаниями предложения.

Упражнение 273

Задание. Запишите фразеологизмы.

От корки до корки, в двух шагах, под рукой, под. боком, море по колено, делать из муки слона.

  • Что обозначают эти устойчивые сочетания слов?
  • Назовите тот фразеологизм, в котором предлог выражает смысловое отношение - меры и степени?

Введите этот фразеологизм в предложение.

Ученик рассказывает о Союзах.

Слово учителя.

В сложных предложениях, которые состоят из главной и зависящей от нее части, употребляются подчинительные союзы. Ими выражаются отношения между главной и зависимой частью сложного предложения.

Работа з учебником. Таблица на ст..100

Выборочный диктант.

Из текста «Синие глаза зимы» Н. Рыленкова выпишите предлоги и союзы.

Разыгралась - разгулялась во чистом поле вьюга - непогода, замела, закурила. От накатанных до блеска дорог не осталось и следа.

Сколько песен сложено народом про порошу да про метелицу, сколько стихав посвящено поэтами красавице «в белом сарафане из серебряной парщи», а нам все мало!

Умоется она на утренней морозной зорьке рассыпчатым снежком, разрумянится, улыбнется, поведет синими очами из-под опушенных инеем ресниц. Потом кудесница выпустит из рукава снегирей да синиц. Мы готовы биться об заклад, что до нас ее в такой красоте никто не видел.

Задание. Записать предложение.

Мы готовы биться об заклад, что до нас ее в такой красоте никто не видел.

Обьяснить, есть ли союз, что он выражает.

4 станция «»Здоровье» (звучит легкая музыка)

Предлагаю вам, ребята, немножко от дохнуть после напряженной работы. А поможет вам сделать это душевная музыка и ваша фантазия.

Положите руки на колени, закройте глаза, опустите голову вниз. Представте себе уголок чудесного заснеженного леса. Отдыхайте!

А сейчас откройте глаза...

5 станция «Творческая»

  • Что вы видите на слайдах? Таким ли вы представляли себе зимний лес? Расскажите.

Задание. Составьте небольшие диалоги «Зимушка - зима» (работа) в парах.

Игра «Продолжи предложение», используя подчинительные союзы.

Мне очень нравится зима, потому что...

Несмотря на то что с утра кружила вьюга, мы...

Ночью мороз был так силен, что...

6 станция «Отгадай». «Лингвистические загадки».

  • Какой предлог совпадает с названием ноты? (До)
  • Какой предлог надо соединить с предлогом за, чтобы получилось опреленное количество лекарства? (До) - (Доза)
  • Название какого очень распространенного дерева состоит из 4 предлогов? (со-с-на)
  • Из каких 3 предлогов можно составить название домашнего животного? (к - о - за)
  • А из двух? (к - от)
  • Какой приток Днепра образован соединением предлога и числительного? (При-пять)
  • Из каких 4 предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в путешествие ? (на - с -о- о-с)

7 станция «Поэтическая минутка»

С Маршак «Зима»

Задание 1. Изложите смысл прослушанного стихотворения, используя предлоги, союзы.

Как поработала зима!

Какая ровная кайма,

Не нарушая очертаний,

Легла на кровли стройных зданий.

Вокруг белеющих прудов -

Кусты в пушистих полушубках.

И проволока проводов

Таится в белоснежных трубках.

Снежинки падали с небес

В таком случайном беспорядке,

А уляглись постелью гладкой

И строго окаймили лес.

Кайма - полоса, обшивка по краю чего-нибудь.

Задание 2. Вставьте пропущенные предлоги.

Румяной зарею покрылся восток,

... селе ... рекою потух огонек.

А. Пушкин

Ложился ... поле туман,

Гусей крикливих караван

Тянулся ... югу.

А. Пушкин

Вот уж снег последний ... поле тает,

Теплый пар восходит ... земли.

А Толстой

8 станция «Итоговая»

Слово учителя.

Вот и закончилось наше путешествие. Королева Морфология осталась вами очень довольна. В знак благодарности за хорошую работу я вручаю вам диплом, который мне передала Королева Морфология.

Диплом

Награждаются ученики 8-А класса пгт. Заболотье Волынской обл. за огромную трудоспособность, оригинальность мышления, смекалку и глубокие познания в изучении русского языка , за творческое разрешение поставленных целей и задач.

11.12.2012 С наилучшими пожеланиями Королева Морфология.

Королева еще просила наградить вас хорошими оценками.

Домашнее задание (на выбор).

  • Упражнение 279
  • Напишите мини-сочинение «Увлекательное путешествие по городам Морфологии»
  • Словесное рисование на тему «Зима», можно нарисовать рисунки.

Слово учителя. Дорогие ребята! Спасибо вам за активное участие в путешествии по стране Морфологии. Ну это еще не все. Я предлагаю сделать выпуск «Живой газеты» . У вас на партах лежат снежинки. Напишите, пожалуй ста, о впечатлениях от нашого урока, дайте рекомендации, сделайте выводы. Снежинки прикрепите на лист, который висит на доске. На листке написаны слова: «закончился урок, прозвенел звонок...»

Ребята! Вы сегодня учились, писали, смеялись.

При этом, конечно, все состоялись

Вам нужно и дальше учиться, играть,

Чтоб дальше по жизни с улыбкой шагать.

Улыбнитесь! Всего хорошего!

Всі права захищені 2018
Створено за допомогою Webnode
Створіть власний вебсайт безкоштовно! Цей сайт створено з допомогою Webnode. Створіть свій власний сайт безкоштовно вже сьогодні! Розпочати